Некоторым из них поможет только кохлеарная имплантация. До сих пор не совсем понятно, чем процесс овладения речью у детей с нарушениями слуха отличается от такового у их сверстников с нормальным слухом и почему успешность речеязыкового развития весьма вариабельна. Ниже приводятся краткие результаты исследования, выполненного Научным институтом познания и мозга человека Макса Планка (MPI CBS) в Лейпциге совместно с Медицинским центром Дрезденского университета. Ученые установили, что глухие дети с кохлеарными имплантами могут учиться новым словам быстрее детей с нормальным слухом. Это открытие способствует поиску причин, обуславливающих различия в успешности овладения речью.
На протяжении многих лет ученые пытались найти «замену» поврежденному или недоразвитому внутреннему уху. Кохлеарные импланты улавливают звук, преобразуют его в электрические стимулы и направляют их непосредственно в слуховой нерв, возвращая глухих детей в мир звуков.
До сих пор предполагалось, что такие дети могут достичь уровня речеязыкового развития нормально слышащих детей, но гораздо позже. В предыдущих исследованиях было установлено, что после имплантации дети медленнее обучаются своему родному языку, в частности, им нужно больше времени для того, чтобы научиться отличать ритм родного языка от ритма других языков. Отсюда следует, что важные для начала школьного обучения этапы речеязыкового развития наступают позже, несмотря на достаточный уровень прочих показателей развития.
Результаты, полученные учеными Научного института познания и мозга человека Макса Планка в Лейпциге и Медицинского центра Дрезденского университета, свидетельствуют об обратном.
«Мы установили, что после кохлеарной имплантации глухие дети учатся новым словам быстрее, чем дети с нормальным слухом. Следовательно, они быстрее увеличивают объем некоторых категорий словарного запаса», – говорит Ники Вавацанидис (Niki Vavatzanidis), главный автор упомянутого исследования. Обычно детям требуется около 14 месяцев, чтобы обнаружить несоответствие изображения и названия известного им предмета (см. ниже). Дети с «искусственной улиткой» способны сделать это уже через 12 месяцев.
Возможно, это объясняется тем, что дети с кохлеарными имплантами оказываются старше к моменту первого соприкосновения с разговорной речью. Дети с нормальным слухом «изучают» различные аспекты речи, например, ритм и мелодику родного языка, с рождения или даже в материнской утробе. У глухих детей этот процесс начинается только после имплантации, т.е. примерно в возрасте 1-4 лет. К этому времени определенные структуры мозга, необходимые для овладения речью, уже хорошо развиты.
«Дело не только в памяти, а в сформировавшихся знаниях об окружении. Они [глухие дети] уже знают об окружающих их предметах и успели накопить неязыковые семантические категории», – продолжает Вавацанидис. Например, еще не зная слова «горячо», они уже поняли, что некоторые предметы, например, чашки или еда, могут быть горячими и способны причинить боль.
Нейробиологи привлекли к изучению этих взаимосвязей 32 детей с двусторонними кохлеарными имплантами. Они исследовали способность распознавать слова через 12, 18 и 24 месяца после имплантации. Детям показывали картинки предметов, названных «правильно» и «неправильно». Одновременно с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) анализировали активность головного мозга. Появление компонента ЭЭГ, известного как N400, свидетельствовало о том, что ребенок обнаружил «неправильное» слово. Это значит, что он уже прочно связал предметы и их названия, т.е. изучил окружающий мир.
«Дети с кохлеарными имплантами помогут нам лучше понять процессы овладения речью и выявить отдельные связанные с возрастом этапы», – говорит Анджела Д. Фридеричи (Angela D. Friederici), руководитель MPI CBS. – «Теперь мы знаем, что возраст не влияет на скорость усвоения новых слов. Напротив, похоже, что дети могут наверстать упущенное».
Последующие исследования должны пролить свет на то, почему некоторые дети с нарушенным слухом, вопреки полученным результатам, с трудом достигают уровня своих нормально слышащих сверстников.
Источник информации: Научный институт познания и мозга человека Макса Планка