Привыкание к слуховому аппарату
Если Вы общаетесь со слабослышащим человеком, Вам очень полезно иметь общее представление о слуховых аппаратах. Многие думают, что слуховые аппараты могут полностью восстановить слух, но, к сожалению, это не совсем правильно.
Слуховой аппарат является вспомогательным устройством для слабослышащего человека. Однако, впервые надев слуховой аппарат, нужно сначала привыкнуть к его использованию. Изменяется не только общее звучание окружающего мира, но и собственный голос пользователя звучит по-другому. Человек теперь способен слышать звуки, которые он, может быть, не слышал очень давно. В любом случае для привыкания к слуховому аппарату требуется время, но сам процесс привыкания значительно облегчается, когда слабослышащий человек чувствует поддержку семьи, знакомых и коллег.
Чтение по губам, зрительная связь и физический контакт
Слабослышащие люди вынуждены в значительной степени полагаться на остальные органы чувств. Зрение, осязание и интуиция – важные средства коммуникации. Так как пользователи слуховых аппаратов широко используют чтение по губам, делая это сознательно или бессознательно, старайтесь при общении всегда стоять лицом к слабослышащему собеседнику.
Когда Вы обращаетесь к пользователю слухового аппарата, смотрите на него и используйте его имя. Если Вы близкие знакомые, можете, например, слегка тронуть руку Вашего собеседника, чтобы привлечь его внимание.
Расстояние
При общении со слабослышащим человеком расстояние также играет важную роль. Будьте ближе к слабослышащему человеку, с которым Вы разговариваете. При удвоении расстояния громкость Вашего голоса уменьшается наполовину. Из этого следует, что даже небольшое увеличение расстояния может стать причиной недопонимания.
Не кричите – это не поможет
Многие люди с нормальным слухом полагают, что при общении со слабослышащим человеком они должны кричать. Однако чаще всего главная проблема состоит не в громкости Вашего голоса, а в невнятной артикуляции отдельных звуков. Поэтому постарайтесь говорить более четко и медленно, но без преувеличений. На самом деле, пользователю слухового аппарата так же неприятно, как и нормально слышащему человеку, когда его собеседник кричит.
Некоторые звуки труднее слышать, чем другие
При нарушении слуха человек чаще всего теряет способность слышать определенные звуки или начинает путать некоторые звуки с другими. Слабослышащий человек может слышать некоторые слова в предложении, но не понимать его общего смысла. В такой ситуации постарайтесь переформулировать предложение, используя другие слова. Как будто разговариваете с человеком, не очень хорошо знающим русский язык.
Важно запомнить, что любой фоновый шум значительно ухудшает способность слабослышащего человека понимать речь. Так как слабослышащий человек, скорее всего, не желает причинять Вам лишнего беспокойства, он может не просить Вас, например, выключить телевизор или радио. Поэтому для создания условий эффективного общения устраните все источники шума прежде, чем начать беседу. Крики детей или шум на вечеринке, где все перебивают друг друга – это тоже ситуация, когда слабослышащий человек может быть вынужден отказаться от общения. В этом случае Вам может показаться, что он замкнулся в себе.
Психологические последствия нарушения слуха
У некоторых людей нарушение слуха может стать причиной эмоциональных или социальных проблем. Неспособность понимать то, что говорят другие люди, может привести к чувству изоляции, одиночеству и депрессии. Поэтому очень важно, чтобы семья и близкие знакомые слабослышащего человека поддерживали его и при необходимости советовали ему обратиться к врачу за помощью.
Некоторые люди с пониженным слухом стесняются признаться в том, что они не понимают то, что им говорят. В этом случае поддержка и понимание с Вашей стороны может сыграть решающую роль.
Зачастую люди с пониженным слухом вынуждены прилагать много усилий для того, чтобы сосредоточиться на слушании, что может привести к появлению усталости и стрессу. Поэтому важно, чтобы семья, коллеги и начальник слабослышащего человека выражали ему свое понимание и поддержку.
«МастерСлух»