Ребенок становится замкнутым, малоразговорчивым, не обращает внимание на наши слова, замечания, замедляется расширение словарного запаса в разговорной речи, нарушается произношение отдельных звуков или их группы. В самом худшем случае часть звуков в речи вовсе отсутствует. Простое человеческое общение в семье происходит с трудом. Скажем, сидит 2х-3х летний мальчик или девочка в комнате, его окликает мать - нет ответа, потом еще и еще...?! Ответа опять нет. Повышаем голос, и только тут получаем ожидаемую реакцию. Или, скажем, как часто Ваш ребенок при общение "А-кает", переспрашивает, отвечает на вопросы и просьбы невпопад. Бывает ведь такое? Если приведенные выше примеры наблюдались в Вашей семье, то стоит очень сильно задуматься и найти причину изменившемуся поведению ребенка.
Конечно, со всех сторон посыплются советы обратиться к детскому психологу, неврологу, даже психиатру! Иные отправляются во многотрудный путь общения с логопедом без каких либо очевидных результатов. Родители идут по этой сложной, очень неоднозначной дороге и оказываются в тупике. Потому что указанные специалисты и иные врачи в подавляющем числе случаев разведут руки и не признают у ребенка наличие психических и неврологических проблем, нарушения моторики речи и т.д... Стоп! Где же выход?
Оказывается, что в более 90% случаев проблемы в общении с ребенком раннего возраста не имеют вообще никакого отношения к его психическому состоянию и неврологическому статусу. Главным злом для возникающих проблем в социализации таких детей становится одно- или, чаще, двусторонняя приобретенная тугоухость на фоне скрыто и бессимптомно развивающихся негнойных средних отитов. Данные воспалительные заболевания получили специальный термин "экссудативный средний отит". Название происходит от самой сути заболевания, когда в среднем ухе (его барабанной полости) медленно и незаметно накапливается негнойная жидкость (экссудат), которая по достижение определенного количества начинает ухудшать проведение звуков в одном или обоих ушах. На первых неделях и месяцах развивается так называемое "низкочастотное" кондуктивное снижение слуха, когда у ребенка ухудшается слышимость более глухих звуков, вроде глазных звуков "о" или "у" и согласных, вроде "н", "м" и других. В дальнейшем, по мере накопления экссудата в ухе, его токсическое влияние на внутреннее ухо и обездвиживание слуховых косточек приводят уже к развитию иного, звуковоспринимающего нарушения слуха у ребенка, что сопровождается как общим снижение остроты его по сумме двух причин, так и прогрессирующим снижением слышимости уже средне- и низкочастотных звуков, к которым относится большинство согласных звуков, в том числе и шипящие. Происходит заметное нарушение слуха в условиях постороннего шума (уличный шум, многолюдные места), ребенок не может в полной мере понять слова, обращенные сзади или сбоку со стороны плохо слышащего уха. Вышеуказанные причины и становятся поводом заподозрить "невнимание", "капризы", "психологические проблемы" и т.д. Согласно статистическим данным, к заболеваниям, сопровождающимся постепенным прогрессирующим снижением слуха у детей, являются, прежде всего, хронические гипертрофические состояния небных миндалин ("большие гланды"), глоточной миндалины ("большие аденоиды"), длительные аллергические и иные насморки, синуситы ("гайморит"). Сопровождающий их храп, гнусавость голоса, затруднение кормления ребенка, длительная задержка дыхания во сне требуют не только квалифицированной помощи лор-врача, аллерголога и других специалистов, но своевременной оценки остроты слуха у маленького пациента.
Данные обстоятельства должны учитывать в своей работе все квалифицированные детские врачи, логопеды, психологи. При первых подозрениях на нарушение или замедление развития речи у ребенка раннего возраста или дошкольника нужно, прежде всего, исключить негнойные заболевания среднего уха, и с этой целью обратиться к детскому врачу-отоларингологу или сурдологу. Наиболее квалифицированную и диагностически полную помощь может оказать врач, владеющий качественными и количественными методами оценки слуха в младшем детском возрасте и имеющий опыт правильной интерпретации полученных результатов (медицинский центр "МастерСлух" г. Краснодар). Применение современных объективных методов диагностики, включающих эндоскопический осмотр наружного и среднего уха, носоголотки, полости носа, исследование функции среднего уха (тимпанометрия), слуховых косточек (акустические рефлексы), регистрацию отоакустической эмиссии в раннем возрасте и тональной аудиометрии у дошкольников, позволяет своевременно назначить обоснованное лечение экссудативного среднего отита и предотвратить развитие его осложнений, уменьшить вероятность формирования стойкой хронической тугоухости и задержки речевого развития ребенка.
Специалисты медицинского центра «МастерСлух» Краснодар проводят все виды исследования слуха.