Общие рекомендации, которые необходимо соблюдать при работе по развитию остаточного слуха как школьников, так и дошкольников с нарушенным слухом:Статья написана экспертом:
Курская Мария Александровна - сурдопедагог медицинского центра «МастерСлух»
1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, то есть ребенок видит лицо педагога, его действия и слушает. По мере того, как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять образец звучания, который они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем, по возможности, и на слух.
2. В ходе игр-упражнений звучания, предлагаемые для различения на слухо-зрительной или слуховой основе, предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности.
Это важно для того, чтобы дети не угадывали, а вслушивались в звучания.
3️. При проведении игр-упражнений надо учитывать:
• возраст детей;
• степень снижения слуха;
• уровень психомоторного и речевого развития;
• их индивидуальные особенности.
Это, в первую очередь, относится к тому, из какого количества звучаний предлагается выбирать услышанное: из двух, трех или более. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до трех-пяти и более) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.
Развитие слухового восприятия у дошкольников
Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом начинается сразу, в параллели с изучением новых слов, накоплением «слухового» словаря. Стоит отметить, что при изучении новых слов, например «мяч» и «юла», помимо совершения большого количества действий с этими предметами, необходимо проговорить их снова, обязательно показать пальчиком и попросить предмет, названный последним! То есть в процессе накопления словарного запаса нежелательно сразу предъявлять слова в случайном порядке, важно помогать работе слуховой памяти.
Для детей младшего возраста важно выработать УДР реакцию - условно-двигательную рефлекторную реакцию на речевые и неречевые звучания. Необходимо получить звуковой сигнал для того, чтобы выполнить определённое действие. Задание может быть, например, таким: бросить мячик в корзинку после стука в барабан.
Зачем это нужно? Объем слухового, а значит и произвольного внимания малыша постепенно будет увеличиваться. А самое главное — аудиолог совместно с сурдопедагогом смогут лучше выполнить настройку слуховых аппаратов или речевых процессоров, а настройка — это ключевой аспект слухового восприятия и разборчивости речи детей с нарушенным слухом.
Развитие слухового восприятия школьников
В специализированных школах для глухих и слабослышащих детей слуховая работа присутствует при изучении любого предмета. Проводится она с использованием звукоусиливающей аппаратуры (слуховых аппаратов и систем беспроводной передачи звука).
Помимо фронтальных занятий в спец. школах для глухих и слабослышащих должны проводится и обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия.
Кроме этого, конечно, и дома родители могут и должны заниматься развитием остаточного слуха.
Этот объемный блок работы делится на две части:
1️. Различение речевого материала в ситуации ЗАКРЫТОГО выбора, то есть ребёнок знает, что ему будет предложено.
2️. Различение речевого материала в ситуации ОТКРЫТОГО выбора, то есть ребёнок не знает, что ему будет предложено.
Алгоритм слуховой работы
1. Подбираем речевой материал. Это могут быть отдельные буквы, слоги, слова, предложения.
2. Отрабатываем материал слухо-зрительно.
3. Далее работа идёт только с опорой на слух, то есть необходимо обзавестись «экраном», чтобы исключить считывание ребёнком речевого материала с губ. Желательно, чтобы экран мог пропускать воздух, поэтому идеально подойдёт пяльце и канва для вышивания, а также тканевый веер.
4. В ситуации ЗАКРЫТОГО выбора оставляем зрительные подсказки (например, картинки предметов или написанные слова).
В ситуации ОТКРЫТОГО выбора — никаких подсказок быть не должно, на первых порах можно лишь обозначать общую тему речевого материала, чтобы ребёнок мог увереннее себя чувствовать.
Успехов Вам и Вашему малышу!
Курская Мария Александровна, сурдопедагог медицинского центра «МастерСлух»
Список литературы:
-
“Развитие слухового восприятия. Адаптированные программы. Пособие для учителя. В 2-х частях. Часть 1” - Королевская, Пфафенродт
-
“Слушать интересно! Развитие слухового восприятия. Начальный этап” - Л.А. Королева
-
“Развитие слухового восприятия у детей с нарушение слуха” - Н.В. Кузнецова
-
“Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста” - Т.В. Шестакова