Статья проверена экспертом:
Суворова Оксана Григорьевна - сурдопедагог
Ранняя диагностика нарушений слуха, коррекция с помощью слуховых аппаратов и систем кохлеарной имплантации, психолого-педагогические методики развития дают детям с нарушенным слухом возможность научиться слышать, понимать речь и использовать её для общения.
Как понять, что у ребёнка нарушен слух?
В России с 2008 года проверяют слух в роддомах на 2-3-й день жизни. Аудиологический скрининг, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ).
Благодаря скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, необходимо расширенное исследование и консультация сурдолога. Чаще всего это объективная диагностика методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).
С 4 лет слух ребенку можно также проверить с помощью субъективных методов — тональной пороговой аудиометрии с игровыми приёмами. Для этого сурдопедагог совместно с родителями вырабатывает у ребёнка условно-двигательную реакцию на звук, на основании которой с помощью игровых приёмов при проведении исследования фиксируется порог слухового ощущения на звуки. Таким образом сурдолог регистрирует норму или недостаточность слуховой функции.
Что такое слухоречевая реабилитация?
После установления диагноза важно либо протезировать ребёнка слуховыми аппаратами, либо протезировать путём проведения кохлеарной имплантации, в зависимости от степени снижения слуха. При раннем адекватном протезировании малыша есть возможность преодолеть дефект развития слухового восприятия, однако это вовсе не означает, что ребёнок автоматически начнёт понимать и говорить.
Необходимо время и определённые приёмы обучения для того, чтобы перевести скорректированный физический слух в работающий — функциональный.
Понимание речи и овладение ею происходит только при наличии системной междисциплинарной работы группы специалистов: сурдопедагогов, логопедов, психологов, сурдологов, аудиологов.
Комплексная реабилитация — это сложный процесс, позволяющий подобрать для каждого ребенка индивидуальную и эффективную программу развития.
После успешной слухоречевой реабилитации слабослышащие дети, а также глухие дети после кохлеарной имплантации без дополнительных нарушений развития встают на путь естественного развития, могут использовать речь для общения, посещать общеобразовательные школы и общеразвивающие детские сады, чувствуя себя при этом свободно.
Зачем нужны занятия с сурдопедагогом?
Занятия помогают :
• формировать и развивать слухоречевые навыки
• формировать и совершенствовать навыки коммуникации
• оценивать эффективность коррекции техническими средствами (слуховые аппараты, кохлеарные импланты) реабилитации.
Занятия с сурдопедагогом включают различные виды деятельности, что помогает всестороннему развитию ребёнка.
По мере необходимости к реабилитационным занятиям привлекают узкопрофильных специалистов: логопеда, дефектолога, невролога, психолога, психиатра и других.
Кому нужна слухоречевая реабилитация?
• Детям с тугоухостью
• Детям после кохлеарной имплантации
Как происходит слухоречевая реабилитация в центрах «МастерСлух?»
Отличительными чертами данной программы курса реабилитации является комплексный медико-педагогический подход, тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ребенком, поддержка и консультирование родителей, техническое сопровождение.
После оценки слуховой функции и порогов слухового восприятия в техническом средстве коррекции (СА/КИ) сурдопедагог составляет индивидуальный план по развитию слуха и речи с учетом особенностей пациента.
Программа направлена на:
• развитие слухового восприятия;
• обогащение словарного запаса;
• развитие грамматического строя речи;
• развитие произносительной стороны речи;
• формирование слухоречевого поведения.
Цель эффективной слухоречевой реабилитации — устранить ограничения в развитии ребёнка, способствовать проявлению всех его талантов, дать шанс на полноценную жизнь.
Что можно сделать самостоятельно?
Поддержка семьи — одно из основных направлений в работе сурдопедагога. Фундаментом реабилитации ребёнка с нарушенным слухом является внутрисемейная обстановка, эмоциональное общение и взаимодействие малыша с близкими. Эти составляющие являются мощным стимулятором развития слуха и речи ребёнка. Командная работа сурдопедагога и семьи — залог успеха!
Список литературы:
-
“Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых” - Инна Королева.
-
“Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации” - М.В. Левина
-
“Слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха” - Н.А. Шестакова.
-
“The Handbook of Language and Speech Disorders” by Jack S. Damico, Nicole Müller, and Martin J.Ball