Статья проверена экспертом:
Гауфман Владимир Евгеньевич - врач сурдолог-оториноларинголог со стажем работы более 22 лет, член национальной медицинской ассоциации сурдологов
Родителям важно своевременно диагностировать патологию, ведь чем раньше вы это сделаете, тем проще будет проходить реабилитация.
Реабилитация детей со сниженным слухом – это длительный многолетний комплекс. Клиника «МастерСлух» в Краснодаре с самого начала своей деятельности специализировалась в детской аудиологии и слухопротезировании. Мы первые на юге России внедрили использование методик по регистрации слуховых вызванных потенциалов (КСВП, ASSR) для ранней диагностики слуха у детей. Реабилитация в нашем центре проходит через три основные стадии, которые повторяются на каждом этапе роста и взросления ребенка:
-
Диагностика слуха. Используются подходящие для конкретного ребенка методики с учетом его возраста, а также возможностей.
-
Слухопротезирование. Применяются лучшие возможные решения с учетом степени, формы, типа патологии слуха.
-
Занятия по развитию слуха и речи с педагогом, домашние занятия с родственниками.
Особое внимание уделено разработке индивидуальных ушных вкладышей. В клинике была создана система слухопротезирования детей современными цифровыми аппаратами - Siemens, Signia, Phonak и др. Мы первые в Краснодаре начали проводить реабилитацию детей после кохлеарной имплантации. Нами внедрены настройки и обслуживание речевых процессоров Medel, Cochlear, Neurelec, AB. Сегодня медицинский центр «МастерСлух» имеет статус педиатрического центра, официально одобренного Phonak.
Содержание
Диагностика слуха у детей
Эффективное детское слухопротезирование базируется на точных данных диагностики. Если нет достоверных чисел порогов слуха, то нельзя надежно подобрать и настроить слуховые аппараты. Маленьких, не говорящих детей в клинике обследуют, используя объективные методики — импедансометрию, ОАЭ, СВП. Определение объективных порогов КСВП и ASSR не требует осознанного реагирования малыша, для большой точности процедура проводится во сне. На основе данных КСВП, ASSR мы можем правильно рассчитать поведенческие пороги, начиная с первых месяцев жизни ребенка.
С взрослением ребенка добавляются субъективные исследования, основанные на поведенческих осознанных реакциях на звук. Игровую тональную пороговую аудиометрию малыш может выполнять с 2,5-3 лет, после соответствующей подготовки, занятий с сурдопедагогом. Речевая аудиометрия и надпороговые аудиометрические тесты применяются для детей с 4-5 лет. Диагностика слуха у старших детей и подростков несколько проще, основана она на субъективных данных тональной пороговой, речевой аудиометрии.
Специалисты центра всегда уточняют полученные данные, используя несколько видов исследований и их комбинации, так как никакое исследование само по себе, без сопоставления с другими данными, не несет достаточной информации.
Внимание! Насморк и аденоиды у детей часто дают осложнения на уши, что может ухудшать изначальное состояние слуха. Детей, использующих слуховые аппараты, нужно более тщательно контролировать при простудных заболеваниях. Для исключения патологии среднего уха мы проводим отоскопию, тимпанометрию.
Подбор слухового аппарата
Мы подбираем модель СА, на основе показаний и противопоказаний, а также имеющихся данных:
-
Результат аудиограммы. Пороги слуха используются для расчета необходимого усиления, выбора мощности слухового аппарата;
-
Результат отоскопии, осмотра ЛОР-органов. Особые анатомические формы и заболевания наружного и среднего уха требуют нестандартных решений;
-
Возраст. Маленьким детям рекомендованы заушные слуховые аппараты. Чем старше ребенок, тем больше вариантов можно использовать;
-
Размер уха. Небольшие размеры слухового прохода ограничивают в использовании микротрубок, ресиверов, внутриушных СА;
-
Зрелость. Более развитый малыш сможет полноценно использовать дополнительные функции слуховых аппаратов, а также аксессуары;
-
Опыт ношения, предпочтения по размерам, форме приборов.
При окончательном выборе слухового аппарата важны три основных критерия:
-
Мощность. Возможность эффективно усиливать звуки, иметь запас. Существуют аппараты средней мощности, мощные, сверхмощные.
-
Класс. Определяет возможности аппарата анализировать звуковую обстановку и автоматически подстраиваться, выделяя речь. Чем он «умнее», тем эффективнее пройдет реабилитация.
-
Корпус аппарата. Предпочтение обычно отдается небольшим приборам, но не всегда это возможно. Выбор осуществляется между заушными, внутриушными, заушными моделями с ресивером в ухе.
Виды
В клинике «МастерСлух» используются только цифровые программируемые слуховые аппараты. Мы стремимся использовать для наших маленьких пациентов самые современные, высокотехнологичные решения. Существуют аппараты, оптимизированные под самых маленьких детей. Их отличает заушный корпус, большее усиление, маленькие рожки, блокираторы батарейного отсека. Для школьников будут более интересны возможности использования тонких трубок, беспроводной функционал, минималистичный дизайн и наличие Bluetooth. Но слуховой эффект, лучшая компенсация потери слуха - это всегда первоочередной критерий в выборе прибора. Среди опций слухопротезных устройств выделяют:
-
Современные системы амплитудной компрессии;
-
Частотную компрессию;
-
Адаптивную автоматику, направленные микрофоны и шумоподавление;
-
Возможность подключения удаленных микрофонов.
Какие дополнительные функции могут выполнять
В зависимости от модели слухового аппарата, он может выполнять следующие функции:
-
Автоматическое переключение программ. Можно заранее настроить условия переключения режимов, чтобы не делать этого каждый раз вручную.
-
Синхронизация со смартфоном. Расширяет функционал слухового аппарата, а также упрощает обращение с ним. Всеми возможностями прибора можно управлять непосредственно с экрана телефона. Также эта функция позволяет использовать устройство в качестве Bluetooth-гарнитуры.
-
Подавление шума. Позволяет повысить качество поступающего звука в уличных условиях, особенно в ветреную погоду.
-
Подавление эффекта обратной связи. В некоторых устаревших устройствах порой можно слышать незначительный свист, вызванный эффектом обратной связи. Современные СА помогают сгладить, а то и вовсе избежать его возникновения.
-
Улучшенная разборчивость речи. Обеспечивает комфортную слышимость при разговоре с более, чем одним человеком. Особенно важной такая функция становится при нахождении ребенка в обществе (например, в школе).
Нужный прибор подбирается по результатам диагностики и последующего слухопротезирования.
Ушные вкладыши
Слуховые аппараты для детей используются с индивидуальными ушными вкладышами, которые создаются на основе слепка наружного уха. После получения слепка, его отправляют в лабораторию, где его сканируют в цифровой вид, моделируют, печатают на 3D-принтере. После полировки и тщательной обработки устанавливается трубка-звуковод. Профессиональный подход к изготовлению ушных вкладышей позволяет создать устройство, которое не натирает, не травмирует и комфортно для регулярного ношения.
Родители зачастую хотят «мягкие» вкладыши. Но нюанс заключается в том, что мягкий материал не позволяет сделать качественный правильный вкладыш для маленького ребенка. Поэтому в основном в нашей клинике используются твердые или полутвердые материалы для детского слухопротезирования. По форме они повторяют полную раковину, благодаря чего достигается лучшая фиксация. Ушные вкладыши необходимо менять 1 раз в год или чаще, по мере роста. Малыши растут быстро, поэтому иногда им приходится менять устройства раз в 3-4 месяца. Достигнув школьного возраста, ребенок может перейти на меньшие размеры ушных вкладышей, с особыми типами звуководов.
Внимание! Работа со слабослышащими детьми не прекращается с установкой СА, а только начинается. Слуховые аппараты и кохлеарные импланты дают лишь возможность слышать. Эту возможность нужно развивать!
Как подготовить малыша к ношению слухового аппарата
Слухопротезирование становится для малыша чем-то новым и неизведанным. По этой причине, первое время он может ощущать некоторый дискомфорт. Чтобы свести его на минимум, способствуя более быстрому освоению и развитию привычки, родителям стоит учитывать несколько важных моментов:
-
Малыш не должен испытывать физический дискомфорт. По этой причине так важно доверить слухопротезирование специалистам. Аппарат, который подобран с учетом особенностей строения уха, не будет вызывать болезненных, неприятных ощущений.
-
Убедитесь, что прибор настроен правильно. Взрослый человек легко может объяснить, что именно его не устраивает (некорректное отображение звука, слишком сильный или слабый сигнал). Для детей же это становится настоящей проблемой - крошечный пациент может еще вовсе не говорить или не понимать, как в норме воспринимаются звуки. Избавить ребенка от неприятных ощущений могут настроечные сессии с участием сурдопедагога.
-
Позвольте малышу постепенно привыкать к СА. Не нужно заставлять его носить прибор круглыми сутками и ругать за отказ в использовании. Пусть привыкнет к новому для него устройству. Со временем он сам поймет, что оно приносит ему лишь пользу. Ведь с аппаратом малыш лучше слышит маму с папой, ему проще смотреть мультики, общаться с друзьями. В этом плане дети намного пластичнее взрослых, поэтому, если не оказывать ненужного давления, ребенок быстро освоится в новых условиях.
-
Говорите со своими детьми, если они испытывают стеснение в обществе. Слуховой аппарат расценивается детьми так же, как очки, брекеты и другие особенности, к которым могут цепляться окружающие одногодки. Чтобы малыш не испытывал дискомфорт в школе и чувствовал себя уверенно, нужен хороший контакт с родителями и доброжелательный коллектив вокруг. Лучше всего убедить ребенка, что не стоит прятать слуховой аппарат - пусть он относится к нему как к модному аксессуару. Для этого даже можно приобрести специальные наклейки, украшения. Многие современные девайсы для детей уже изначально выглядят оригинально и стильно, что может повысить уверенность малыша в себе.
Повторные настройки и ведение
После первой установки слуховых аппаратов для глухих детей, в течение первых трех месяцев проводится серия настроек. В учет берутся наблюдения родителей и результаты обследования сурдопедагога. На их основе постепенно повышается уровень усиления, контролируется ношение девайса. В последующем мы рекомендуем повторный контроль, обследования и настройку каждые 3-6 месяцев, в зависимости от возраста, развития и опыта малыша. Объективные исследования повторяются для уточнения порогов слуха. После тренировки слух контролируется с периодичностью в 4-6 месяцев.
Нужно также учитывать, что маленькие дети нередко подвергаются простуде и риниту, которые могут давать осложнения на уже имеющуюся тугоухость. Поэтому обязательными будут посещения врача-ЛОРа, тимпанометрия, активное лечение простудных заболеваний.
Сурдопедагог
Сурдопедагог участвует в подборе и контроле настроек и ношения слуховых аппаратов или использования кохлеарного импланта. Данные педагогической субъективной оценки восприятия используются для тонкой корректировки параметров слуховых аппаратов и анализа эффективности слухопротезирования. Сурдопедагог обучает детей и родителей «слуховым играм» для выработки условно-двигательной реакции. УДР используется как основа для проведения игровой аудиометрии. Также специалист может направить малыша на дополнительные обследования, при обнаружении каких-либо отклонений.
Мы знаем, как помочь вашему ребенку!
Детское слухопротезирование позволило тысячам детей запустить процесс формирования слухового восприятия, которое так важно для маленького человечка. Чтобы малыш смог в полной мере познавать окружающий его мир, запишитесь на диагностику слуха уже сегодня!
Вы можете купить слуховой аппарат для ребенка и заказать изготовление ушных вкладышей в клиниках «МастерСлух» Краснодара, Армавира, Новороссийска. Мы работаем с благотворительным фондом «Край добра», участвуем в обеспечении СА детей-инвалидов, согласно индивидуальной программе реабилитации. В том числе, с использованием электронного сертификата ТСР. Для записи в клинику «МастерСлух», позвоните в удобный для вас филиал. Администраторы проконсультируют и запишут вас к нашим специалистам.
Часто задаваемые вопросы
Какие типы СА применяются при разных степенях тугоухости?
Если диагностирована слабая потеря слуха (1, 2 стадия), рекомендованы внутриканальные или внутриушные аппараты. Такие девайсы обычно используются для слухопротезирования старших подростков. По мощности эти микроустройства заметно уступают более крупным аналогам. При осложненной потере слуха (3, 4 стадия) используются только заушные СА.
Можно ли подобрать детский слуховой аппарат без врача?
Подбор СА - серьезный процесс, который должен быть основан на результатах аудиограммы, выявлении порогов снижения слуха в каждом ухе. Нужно учитывать и особенности строения ушей, которые у всех детей отличаются. Поэтому, если вы хотите извлечь максимальную пользу из слухопротезирования, обеспечив удобство своему малышу, важно обращаться к врачу.
Как часто нужно менять детские СА?
Средний срок эксплуатации слуховых протезов - около 4 лет. Но в идеале их менять чаще, особенно в период взросления малыша. Срок ношения медицинского изделия зависит от разных факторов, поэтому его должен определять врач.
Есть ли противопоказания к использованию слуховых аппаратов для глухих детей?
Да, такие противопоказания есть. В их числе - эпилепсия, острые инфекционные заболевания уха, острые стадии нейроинфекции, обострение хронических отитов и др.
Автор статьи: Гауфман Владимир Евгеньевич
Список литературы:
-
"Pediatric Audiology: Diagnosis, Technology, and Management" by Jane R. Madell, Carol Flexer, and Jane R. Madell (2019)
-
"The Hearing Aid Handbook" by Dillon, Kathryn and Ginis, Susan (2014)